Системы проб золота.
Для придания золотым ювелирным изделиям большей твердости и
износостойкости используются сплавы золота с другими металами.
Сплавы, которые добавляют в золото называются лигатурой. Самая
лучшая лигатура - это серебро и медь, потому что эти металлы
улучшают все физические характеристики сплава. Чистое золото
используют очень редко, т.к оно слишком мягкое, легко деформируется
и царапается.
В мировой практике действуют 4 системы проб драгоценных
металлов. Наиболее распространенные системы - метрическая и каратная.
Метрическая система действует в России. Содержание чистого
драгоценного металла здесь определяется колличеством граммов в одном
килограмме ювелирного сплава. Например, в 1000 г
сплава 585 пробы 585 г приходится на чистое золото и 415 г на
лигатуру. В метрической системе есть 375,
500, 585, 750, 950 и 999 пробы. Каратная
- эта система используется в США и Европейских странах и
предусмотрена она только для золотых сплавов.
Проба в каратах показывает количество частей
чистого золота из 24 частей сплава.
Например, 18К проба означает, что в сплаве из
24 частей 18 частей приходится на
чистое золото, а 6 частей на лигатуру. Если 18
разделить на 24, то получится 0.75 или 750 проба из
метрической системы. В каратной системе есть 9, 10, 14,
18, 24 каратa.
Соотношение метрической и каратной систем:
9 карат - 375 проба, содержание чистого золота 375 грамм на
кг.
10 карат - среднее между 375 и 585 пробой, содержание чистого
золота 416 грамм на кг.
14 карат ~ 585 проба, содержание чистого золота 583 грамм на
кг.
18 карат - 750 проба, содержание чистого золота 750 грамм на
кг. |
|
Цвет золота.
Иногда говорят, что
это золото - турецкое, а это - итальянское, а это - Российское. На
самом деле, если взять совершенно чистое золото, то нет никаких, ни
физических, ни химических, ни каких-либо еще способов определения
источника происхождения золота. А все ювелирные заводы устроены так,
что золото, из которого они изготавливают изделия поступает в
абсолютно чистом виде, и потом уже в процессе производства к нему
добавляют медь, серебро и немножко других металлов.
В России традиционно популярно золото с красноватым оттенком, а вот
в Европе и Америке золото с желтоватым. Красноватый оттенок золота
получается, если лигатура состоит в большей части из меди, а желтый
оттенок, если лигатура из серебра. Эти традиции восходят из глубокой
древности. Все древние ювелиры-мастера пытались хоть чуть-чуть
обмануть при производстве ювелирных изделий. И так как покупатель
всегда требовал самое чистое золота, а понятия лигатуры не имел (как
и большинство ныне живущих), то в сплав добавляли в Европе побольше
серебра, а в России побольше меди. Это связано с тем, что если
золото абсолютно чистое, то оно имеет ярко желтый цвет, и добавка
серебра оставляет его таким-же ярко-желтым. А вот если этот слиточек
из чистейшего ярко-желтого золота нагреть, то золото чуть-чуть
окислится и примет красноватый отенок - или как говорили червонный.
И из покон веков в России это было верным индикатором чистоты слпава.
Только очень чистый сплав при нагревании превращал чистейшее желтое
золото в червонное. Малейшие примеси - и этот эффект утерян. Вот
русские мастера-ювелиры и добавляли в чистейшее золото медь и
чуть-чуть серебра и обманывали покупателей. Но сияние червонного
золота очень ясное, чистое. А сплав 585 пробы или, как говорят,
"Российского золота" уже чуть-чуть помутнее, краски поблеклее - но
разве ж обычный покупатель разберет...
Белое золото - это такой же золотой сплав, только лигатура-то в нем
особая. Это либо палладий, либо никель. Это и придает сплаву белый
оттенок. Если лигатура с палладием, то сплав имеет бело-стальной
оттенок, если с никелем, то чуть, чуть, едва уловимо желтоватый, а
если это родиевое покрытие, то изделие отдает холодной голубизной.
|